12.5.13

Китайский эксперимент


Мир начинает привыкать к тому, что сегодня самые яркие архитектурные события происходят в Китае. Однако проекты новых стадионов, аэропортов и небоскребов, вызывающих всеобщее восхищение, лишь вершина гигантского айсберга. На наших глазах разворачивается городское строительство, масштабы которого не имеют исторических прецедентов.
“Итальянский” город Пуцзян (Шанхайская агломерация)
Экспресс-урбанизацияЗа годы реформ промышленно отсталая страна с централизованной экономикой превратилась в одно из самых динамично развивающихся государств мира. Открытие в начале 1980-х специальных экономических зон (СЭЗ) стимулировало приток в китайскую экономику триллионов долларов из-за рубежа. Иностранные инвестиции обеспечили высокие темпы строительства в приморских городах, значительно опередивших остальные регионы.
Стремительное экономическое развитие (около 9% ВНП) спровоцировало резкий рост числа городов — в начале наступившего столетия в стране их насчитывалось 660 (втрое больше, чем за два десятилетия до этого), а также свыше 20 тысяч поселков. Численность городских жителей достигла почти полумиллиарда. По прогнозам китайских экспертов, к 2030 году эта цифра удвоится. Ни одна страна мира не переживала ничего подобного.
Результатом экономических реформ стало бурное, почти неконтролируемое городское строительство, выплеснувшееся на окружающие сельскохозяйственные территории. Резкий рост испытывают Чунцин, Ухань, Чэнду, Чжэнчжоу, Харбин и другие крупные торгово-промышленные центры. В нижнем течении Янцзы (Шанхай — Нанкин — Чанчжоу), в бассейне реки Хайхэ (Пекин — Тяньцзинь) и в дельте реки Чжуцзян (Сянган — Шэньчжэнь — Гуанчжоу — Чжухай) срастаются несколько мегаполисов — обширных урбанизированных территорий, включающих не менее двух многомиллионных агломераций.
Одна из главных проблем Китая в том, что основное городское строительство затронуло регионы с лучшими пахотными угодьями в долинах трех рек — Хуанхэ на севере, Янцзы в центральной части и реки Чжуцзян на юге, из-за чего резко возросла нагрузка на экосистему. Чтобы смягчить этот эффект, власти пытаются контролировать рост крупных городов, создавая вокруг них города-спутники и одновременно расширяя поселения средних размеров (в Китае это города с более чем миллионным населением).
С момента образования КНР руководство страны пыталось уравновесить развитие прибрежных, центральных и западных провинций. Сегодня Китай способен совершить промышленный рывок в континентальных регионах, однако этому препятствует неразвитая инфраструктура и нехватка сырьевых ресурсов.
Одним из самых суровых испытаний, с которыми столкнулось это государство, стала безработица, вызванная миграцией сельского населения в города и увольнением миллионов рабочих в процессе приватизации крупных госпредприятий. Стремясь сдержать приток рабочих-мигрантов из сельских районов, власти КНР приняли решение о строительстве 10 тысяч (!) новых поселений. Основные средства на их строительство выделяют государство и местные органы власти, однако активное участие принимают и сами крестьяне, которые арендуют или скупают земельные участки в городах и поселках для строительства заводов и фабрик, открывают магазины, а также платят особый налог за право стать городскими жителями.



Шанхайский полигон
В авангарде градостроительных процессов идет Шанхай, мировой лидер по темпам строительства. Если в первое десятилетие реформ Дэн Сяопина основной упор был сделан на развитие южных регионов Китая (прежде всего, территорий близ Сянгана), то в середине 1990-х вперед вырвался Шанхай, привлекший значительные зарубежные инвестиции.
Среди наиболее острых проблем Шанхая — безработица, ухудшение экологии, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, пассивность частного сектора и, наоборот, чрезмерно активная роль государства в управлении городским хозяйством. Из-за стремительного роста Шанхай оказался в плотном кольце хаотически застроенных предместий, усугубляющих транспортные проблемы.
Начиная с 1920-х годов, городские власти пытались упорядочить развитие Шанхая. Однако реальные меры были приняты только на рубеже 1980–1990-х, с началом работы над Генеральным планом реконструкции и развития Шанхайского района, рассчитанного на 20 лет. Его главной задачей стало прекращение дальнейшего разрастания и уплотнения мегаполиса, который предполагалось окружить широким зеленым поясом. Другой целью проекта стало развитие агломерации вдоль основных железных дорог и автомагистралей.
Первые ласточкиВ конце 1990-х при разработке последнего генплана было принято решение о строительстве 33 новых городов в 10–65 км от центра Шанхая. Одиннадцать из них (Чэнцяо, Лучао, Сунцзян, Лаоган, Цзядин, Баошань, Наньсян, Цинпу, Миньхан, Цзиньшаньвэй, а также город при Международном аэропорте Пудон) к 2020 году достигнут весьма крупных размеров (от 200 тыс. до миллиона жителей), в то время как население остальных составит от 50 до 100 тыс. Новые города послужат противовесом метрополии, куда будут переселяться горожане. На окраинах Шанхая появятся четыре автономных городских района (“полусателлита”) на 80–100 тыс. жителей — Сюцзяхой, Пуцзян, Цзянвань и Хуаму, которые превратят шанхайские предместья в дополнительные полюса обновления пригородной зоны.
Таким образом, планировщики одновременно использовали три различные градостроительные модели. Во-первых, это классическая система городов-спутников, стараниями Эбенизера Говарда и Патрика Аберкромби получившая распространение в послевоенной Великобритании (см. статью “Естественный отбор-2: градостроительство” в журнале “Современный дом”, № 4/2003). Во-вторых, возрождается популярная в Скандинавии концепция полуавтономных городских районов, впервые предложенная финским архитектором Элиэлем Саариненом. И наконец, подобно Парижской агломерации, развитие Шанхая отныне должно происходить вдоль нескольких избранных осей.
Несмотря на то что абсолютное большинство градостроительных проектов в Китае выполняется крупными государственными институтами (вроде наших “моспроектов” и “цниипов”), правительство Шанхая активно привлекает к работе иностранные фирмы. В процессе планирования участвуют многие известные архитекторы и планировочные бюро Запада: Витторио Греготти (Италия), Жан-Мари Шарпантье (Франция), Майнхард фон Геркан и Альберт Шпеер (Германия), C.Y. Lee (Тайвань), Atkins (Великобритания) и другие.
В большинстве случаев спутники строятся на пустом месте и получают гибкую планировку, способную к изменениям и дальнейшему расширению. Вместо детального генерального плана разрабатывается планировочная схема, определяющая лишь основные направления развития и размещение приоритетных функций: жилья, офисов, торговли, городских центров и транспортных коммуникаций. Застройка спутников изначально планируется многофункциональной, предусматривающей возведение зданий различного типа и назначения (включая традиционную застройку плотными кварталами из двухэтажных блокированных домов, выстроенных вдоль узких внутренних проездов, и небольших квадратных двориков — “лилуны” и “сихэюани” ).
Много внимания уделяется общественному транспорту, на долю которого традиционно приходится большая часть перевозок. Основной упор делается на строительство городского и регионального метро. Ценные естественные ландшафты (реки, озера, лесные массивы, холмы) сохраняются, природа гармонично включается в городскую ткань. Эти территории отводятся под зоны отдыха, а также спортивные, медицинские и образовательные учреждения.
Сотрудничество с западными специалистами оказывает огромное влияние на местных архитекторов, превращая Китай в испытательный полигон для обкатки новейших идей в архитектуре и урбанизме. Однако безоговорочное приятие всего нового таит в себе ряд опасностей, одна из которых — моральное старение сегодняшних новинок и связанные с этим проблемы. Кроме того, приглашение иностранцев обнажает другой, культурный аспект. В один прекрасный день китайцам придется задуматься о том, как сохранить национальное своеобразие и защитить культуру от засилья чужеродных идей.
Строительство новых городов всегда сопровождается определенным риском. Чтобы превратить виртуальную модель в полноценный городской организм, нужен не только продуманный проект, но и благоприятные условия для его реализации. Будем надеяться, что развитие китайских городов окажется успешным, и мы станем свидетелями рождения жизнеспособных градостроительных моделей.
Цзянвань (Шанхайская агломерация)
Проектировщики: Gregotti Associati
Площадь: 10 км2
Население: 100 тыс. жителей
Проект: 2001–2002 гг.
Большую часть нового полуавтономного района в северном предместье Шанхая занимает территория старого аэродрома. Основа планировочной структуры — ортогональная решетка, привязанная к двум пересекающимся осям. Северная перпендикулярна реке Хуанпу, а южная продолжает трассу сегмента внутреннего транспортного кольца Шанхая. Точка пересечения осей — своеобразный “шарнир”, отмеченный высотным объемом. Торговые и деловые зоны сконцентрированы вдоль наиболее оживленных улиц и площадей. Основные объекты обслуживания (торговый центр, гостиничный комплекс, школы, культурный центр и библиотека) сосредоточены в южной части города, которая должна стать еще одним центром активности Шанхая.
Средняя высота застройки — пять этажей; вдоль центральной оси выстраиваются более высокие здания, играющие роль городских доминант. Город окружает система парков — зеленый пояс, отделяющий его территорию от соседних районов. Вдоль берега Хуанпу устроена обширная парковая зона. Городской ландшафт оживляют зеленые холмы, каналы и небольшие искусственные озера.

“Итальянский” город Пуцзян (Шанхайская агломерация)
“Итальянский” город Пуцзян (Шанхайская агломерация)

Проектировщики: Gregotti Associati
Площадь: 20 км2
Население: 80 тыс. жителей
Проект: 2001–2004 гг.

Проект Пуцзяна реализуется в рамках программы строительства нескольких спутников Шанхая с “национальным характером”. Каждый из них основан на определенной градостроительной традиции, например, Франции, Италии или Голландии, то есть стран, игравших основную роль в жизни довоенного Шанхая. Итальянский город Пуцзян буден построен в южном предместье мегаполиса, на правом берегу реки Хуанпу.
Эта территория до сих пор используется под нужды сельского хозяйства и пересечена многочисленными ирригационными каналами. За основу плана берется прямоугольная планировочная решетка, традиционная для итальянских городов Нового времени, а также весьма распространенная в китайском градостроительстве.
Итальянские традиции получают современную интерпретацию: сеть каналов реконструируется; кварталы возводятся на насыпных грунтах, напоминая крепостные бастионы; создается система открытых и закрытых общественных пространств. Наиболее значимые здания, среди которых и “Палаццо Италия”, распределены вдоль центральной оси, пролегающей перпендикулярно реке.
Город-порт Лучао на побережье Восточно-китайского моря
Город-порт Лучао на побережье Восточно-китайского моря

Проектировщики: von Gerkan, Marg und Partners
Площадь: 65 км2
Население: 800 тыс. жителей
Проектирование: 2002–2003 гг.

Лучао — один из 11 “больших” спутников Шанхая. Место под строительство на мысу Наньхойцзуй в 50 км к юго-востоку от метрополии определялось близостью к порту Яншань на островах в океане, в создание которого будет инвестировано более 12 млрд долларов. Выгодное расположение компенсируется сложной гидрогеологией: местность изрезана многочисленными протоками, озерами и лиманами. Берега укрепляются, город возводится на насыпных грунтах, реконструируется система каналов и озер.
Метафорой планировочной структуры послужил образ волн, расходящихся кругами от упавшей в воду капли. Лучао получил радиально-концентрическую структуру, организованную вокруг большого круглого озера. Кольца застройки, разделенные на сектора, перемежаются открытыми озелененными пространствами.
Вдоль озера устроен широкий променад с пляжем. Примыкающие кварталы образуют городской центр — средоточие офисов, магазинов и открытых пешеходных пространств с вкраплениями жилой застройки. Его окружает городской парк с библиотеками и школами. С внешней стороны находятся жилые микрорайоны, расположенные вдоль радиальных магистралей и “зеленых лучей”. В центре каждого разбит небольшой сквер с магазинами и кафе. Более плотная застройка примыкает к транспортным магистралям, а к “зеленым лучам” выходят дома на одну семью. Крупные сооружения располагаются в юго-западной части города между вторым кольцом и берегом моря.
Территории в северной и западной частях города, выходящие к внешнему транспортному кольцу, отводятся под строительство объектов высокотехнологичных отраслей промышленности. В юго-западной части, между автострадами, связывающими город с портом Яншань, расположены складской терминал и производственная зона. Первая очередь строительства, рассчитанная на 80 тыс. жителей, должна быть закончена к 2005 году.
Конец врезки

Чэнцяо (остров Чунминдао, Шанхайская агломерация)
Проектировщики: Stadtbauatelier (Германия) и Шанхайский научно-исследовательский и проектный институт городского планирования
Площадь: 28,5 км2
Население: 200 тыс. жителей
Проект: 2001 г.

Чэнцяо — главный город острова Чунминдао, расположенного в устье Янцзы. В ближайшие годы он будет реконструирован и станет одним из 11 “больших” спутников Шанхая. Проект Чэнцяо — современная версия традиционного китайского поселения, прототипами которого послужили исторические города на воде вроде Тунли и Учжэня, а также города-сады Европы и США. Высота застройки здесь не превысит четырех-пяти этажей. Лишь отдельные участки нового городского центра или выходящих к реке территорий будут застроены 20-этажными башнями.
Планировка нового города напоминает план Костромы 1781 года, с характерным веером расходящихся от реки улиц. Основу планировочной структуры составляет центральная ось — широкий бульвар, протянувшийся с севера на юг от здания вокзала к реке, вдоль существующего канала. Вокруг него дугой выстраиваются новые городские кварталы.
Северный отрезок бульвара занимает торговый квартал с пассажами, ресторанами и офисами. На полуострове, на восточном берегу канала, находится центральный деловой район, застроенный многоэтажными офисами. С юга главную ось замыкает группа из нескольких башен, расположенных в центре культурно-развлекательного квартала. На ее продолжении разбит большой парк, выходящий к эспланаде вдоль берега Янцзы.
Кварталы, примыкающие к городскому центру, застраиваются секционными домами, преобладают особняки или традиционный тип китайского жилища — “лилуны”.
Конец врезки

Чжэндун (город Чжэнчжоу)
Чжэндун (город Чжэнчжоу)

Проект: Кишо Курокава
Площадь: 45 км2 (первая фаза) — 150 км2 (общая площадь)
Население: 1,5 млн жителей
Строительство: 2002–2015 гг.

Чжэнчжоу — один из крупнейших транспортных узлов и промышленных центров Центрального Китая и столица одной из самых густонаселенных провинций Хэнань. Город развивается в западном и восточном направлениях параллельно течению Хуанхэ, где строятся автономные многофункциональные районы (кластеры). Развитие городского центра происходит вдоль притоков Хуанхэ.
Первый шаг в модернизации Чжэнчжоу — реконструкция его промышленного предместья Путянь, где в 2002 году начато строительство самого крупного из кластеров — Чжэндуна. Его главная композиционная идея — создание искусственного озера Дракона (Лунху), вокруг которого сформирован план нового района. Планировка центра напоминает гантель с изогнутым стержнем и двумя кольцевыми ядрами с небольшими озерами. Южное ядро — центральный деловой район Чжэнчжоу. Внутри ядра разбивается парк, в котором расположены выставочный центр с высотным зданием отеля и Музей провинции.
С севера ось центра замыкает второе ядро — центр досуга и туризма с гостиницами, фешенебельным жильем, торговыми рядами и развлекательными заведениями. Оба ядра связаны длинным изогнутым каналом, где разместится множество магазинов, кафе, кинотеатров и культурных учреждений. Берега озера застраиваются малоэтажными жилыми домами традиционного типа, составляющими небольшие улочки “хутуны” и квадратные дворики “сихэюани”.
Василий Бабуров

Комментариев нет:

Отправить комментарий