4.4.13

В поисках идеального города. Часть 2


"Никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу". Платон "Государство"
Можно ли формой улицы или городской площади вдохновить человека на новую жизнь? Рождается ли мечта из окружения или только воплощается в нём? Попробуем разобраться.
Рассвет. Ауровиль
Название Ауровиль переводится как «город утренней зари». Своим созданием он обязан Мирре Альфассе, которая стремится воплотить идею о сосуществовании людей вне конфессий и национальностей. Город был заложен 28 февраля 1969 года, сейчас число жителей колеблется около отметки 2000 тыс. человек.
В основу ритмической организации Ауровиля положена структура галактики. Кроме метафорического значения такая структура имеет и практическую пользу – есть перспектива для разрастания города, возможно преодоление проблемы перегруженности центра.
В поисках идеального города. Часть 2
В поисках идеального города. Часть 2
Город разделён на сектора: промышленный, культурный, жилой и международный. Инициатива строительства была поддержана ЮНЕСКО, и в составе города сразу появились различные мелкие предприятия, где жители Ауровиля могли трудиться для обеспечения города финансами. Кроме деления на сектора в Ауровиле прослеживается также 80 индифферентных коммьюнити, каждое из которых обладает своим архитектурным языком и наделено уникальной функцией.
В центре Ауровиля расположено главное сооружение – храм Матримандир. Это место для медитаций интересно своим архитектурным устройством – храм разделён на 12 секторов, в каждом из которых находится сферический зал. Конечно, в основе опять философии и идеология города.
В поисках идеального города. Часть 2
Критерий идеальности
Многие идеи так и остались в виде рисунков и чертежей, но стоит о них упомянуть, прежде чем сделать выводы о значении идеального города в мировом сознании.
Так в начале 20 века высокие темпы урбанизации сильно встревожили горожан, и впервые возник образ города-сада (Э.Говард, 1902 г.), свободного от промышленности – в таких проектах кольцо производственных объектов вынесено за границы жилой зоны.
В поисках идеального города. Часть 2
В центре большого круга основной город, который соединяется с шестью маленькими городами, окружёнными кольцами озеленения и каналами. Радиальная железная дорога служила способом сообщения между маленькими городами.
В противовес ему развивается идея «линейного города» - транзитно-ориентированного промышленного конвейера. В 1883 году эту мысль высказал испанский инженер Артуро Сориа-и-Мата. Он считал, что все проблемы градостроительства вытекают из транспортных и потому предлагал лишь одну улицу шириной 500 м. Вдоль нее были бы расположены все необходимые городские объекты, образовывая полный дневной цикл жизни человека в городе.
В поисках идеального города. Часть 2
Линия могла соединять Санкт-Петербург и Токио – любые расстояния, по мнению инженера, были подвластны разумной организации. В 1894 году было завершено строительство первого километра «Линейного пригорода» по проекту Сориа-и-Маты. Вновь не хватило финансирования.
Справедливость
Осталось сказать о том, что стало со всеми реализованными идеальными городами. Чандигарх по сей день остаётся самым чистым и удобным городом Индии, но число его жителей не становится больше. Ауровиль из свободной общины постепенно превращается в коммерческую структуру. Ну а город Шо, как было сказано выше, так и не был достроен. Некоторые здания частично разрушены или сгорели.
Каждый раз перемены в политике или технологиях побуждали архитекторов задаваться вопросом: «Каким теперь станет город?». Ответы перед нами.
Здесь ясно видна граница между сильнейшими утопическими идеями о совершенном обществе и реализацией таких идей. Похоже, идеальный город с трудом выдерживает существование в неидеальном мире. И всё же каждый проект – это концентрированный смысл, который в той или иной мере был реализован. А значит, нет ничего невозможного – поиски идеального города продолжаются!
Текст: Нина Белая

Комментариев нет:

Отправить комментарий