Город абсолютной гармонии и порядка, лишенный недостатков и компромиссов, – вечная мечта архитектора-идеалиста, который всякий раз сталкивается с суровой реальностью. Остановимся на самых ярких этапах бумажного формотворчества.
ЧАСТЬ 1. РЕНЕССАНС
Проектирование как таковое появилось в Италии в эпоху Возрождения. В допроектной архитектуре работали по шаблону, по образцу, существовали проверенные приемы строительства, по которым сооружали крестово-купольные, романские и готические храмы. С возрождением интереса к античности вновь появилось понятие «идеала». Проблема идеального города, идеального здания стала остро актуальной. Центром такого города-микрокосма, призванного воспитывать прекрасного человека, должна была быть площадь с круглым купольным храмом, непременно декорированным классическим ордером. От площади расходились улицы. В основе – геометрия. Важна была правильная перспектива, грамотно расставленные доминанты, соотношение низких и высоких построек. В это время организовывалось множество архитектурных конкурсов, благодаря которым появилась целая серия блистательных бумажных проектов. Тогда, в XV веке, многие проекты из тех, что не были реализованы, воплощались в виде театральных декораций, среди которых разыгрывались произведения драматургов-гуманистов.
Одним из первых бумажных проектов стал идеальный город, авторство которого приписывается художнику Пьеро делла Франческа. Целая тетрадь набросков архитектурных фантазий осталась от Леонардо да Винчи, чье увлечение зодчеством навсегда осталось лишь на бумаге.
Еще один гениальный прожектер второй половины XV века, Леон Баттиста Альберти, теоретик архитектуры и гуманист, ковал новые правила и стереотипы. Альберти рисовал планы и делал подробные описания в своих книгах «Об архитектуре». Одним из первых он увлекся декором и развивал тему ордерной декорации. Андреа Палладио, теоретик и практик, снабжал трактаты рисунками, которые зачастую заменяли описания.
«…какое множество есть разбросанных на всем намеков, могущих зародить совершенно необыкновенную живую идею в голове архитектора, если только этот архитектор – творец и поэт».
Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени».
Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени».
Современники никогда не могли осуществить утопические замыслы – диалога художника с заказчиком не получалось, проекты были слишком амбициозные, не особенно практичные, творцы подчас не учитывали реальных условий, это были проекты зданий и городов, которые можно было выстроить разве что в чистом поле, нереализуемые с технической и материальной точки зрения.
ЧАСТЬ 2. БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ
XVII век – время борьбы французского классицизма с барокко. Много лет строился Лувр, наконец, Людовик XIV объявил конкурс на лучший фасад. Свои проекты представили несколько архитекторов, среди которых был признанный архитектурный гений, итальянец Джованни Лоренцо Бернини, и малоизвестный французский проектировщик Клод Перро. Стиль Перро неожиданно оказался ближе абсолютистской Франции – так появился французский классицизм и знаменитая колоннада Лувра. Изогнутый барочный фасад Бернини навсегда остался памятником бумажной архитектуры.
Художник Джованни Баттиста Пиранези прославился архитектурной графикой. Он создал фантазии, которые были не только реализованы в качестве театральных декораций, но и стали азбукой для архитекторов XIX века. Придуманные им руины, нелепые павильоны и причудливые здания строились много позже – в усадьбах и английских парках.
Самый яркий российский архитектор-утопист – Василий Иванович Баженов. Он разработал дерзкий проект перестройки Московского Кремля, который был призван превратить Москву в идеальный город. Ему даже удалось бы осуществить замысел, если бы не эпидемия чумы, которая распространилась по городу весной 1771 года. Баженов придумал множество бумажных проектов, но он был не слишком удачлив по части реализации своих идей. Интересно, что его градостроительные проекты, оставшиеся в виде планов и эскизов, повлияли на развитие петербургской архитектуры первой трети XIX века.
ЧАСТЬ 3. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Главные представители бунтарской архитектуры конца XVIII века – Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле. Они создавали фантастические города, которым никогда не суждено было быть построенными. Клода-Никола Леду называли «проклятым» архитектором. Практически все, что ему удалось построить, было разрушено. Вдохновившись идеями Руссо и других философов, он задумал город Шо, город-мечту, где нет места социальным конфликтам и зависимым, озлобленным людям. Для города Шо архитектор спроектировал «Дом братства», «Дом воспитания», «Дом добродетели».
Позднее проект «Дома директора источника», задуманный так, чтобы природный горный поток встраивался в тело постройки, вдохновил классика американской архитектуры ХХ века Фрэнка Ллойда Райта на строительство знаменитого «Дома над водопадом». Этьен Булле ратовал за упрощение формы зданий, которая должна была больше отвечать содержанию, боролся против декора и против украшательства – за чистую пластику.
Булле разрабатывал проекты зданий в форме шара, сферы или куба. Идеи Леду и Булле, которые не были понятны современникам, заискрили только спустя 100 лет. А сами они стали пророками архитектуры XX века с ее безордерной концепцией, стремлением к простоте и функциональности.
ЧАСТЬ 4. КОНСТРУКТИВИЗМ
К началу XX века практически все было готово для появления новой архитектурной формы. Для новаторских материалов и конструкций понадобилась другая эстетика. Этот период в истории архитектуры совпал с катаклизмами политического и экономического свойства. На фоне всего происходящего архитекторы ощущали себя подлинными творцами идеального мира. Единственным препятствием к тому, чтобы выжечь все дряхлое и уродливое и построить идеальный город на ровном месте, стали материальные затруднения. Снова в моду вошли теоретические изыскания. Пришлось вписывать в уже существующую среду «идеальные» проекты, которые в то время пользовались заслуженной популярностью у состоятельных заказчиков. Один из немногих реализованных шедевров того времени – знаменитая «Машина для жилья», утопический проект поселка для рабочих, который Шарль Ле Корбюзье построил под Бордо, – сразу же и навсегда был занят миллионерами. Больше всего нереализованных бумажных проектов было придумано в СССР – на фоне экономической разрухи и неугасающего желания архитекторов творить. Тогда появились звезды архитектурного авангарда, известные на весь мир: Константин Мельников, братья Веснины, Моисей Гинзбург и многие другие.
ЧАСТЬ 5. ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ
В XXI веке бумажная архитектура могла бы стать архитектурой виртуальной. Технически возможность заниматься формотворчеством в программах визуализации и моделирования есть у каждого, кто способен освоить такие программы. И все же за последние годы появилось не так много по-настоящему прекрасных в своей утопичности архитектурных проектов. Может быть, еще не иссякли идеи прошлого, а может, архитекторы стали меньше мечтать. Так или иначе, хочется верить, что у бумажной архитектуры все еще впереди…
текст Софья Ремез
Комментариев нет:
Отправить комментарий