На рынок жилищно-коммунального хозяйства пришли новые управленцы. Их теперь называют не КСК, а УК, то есть управляющая компания. Они считают, что тяжелое и ответственное бремя — полное обслуживание дома от подвала до чердака, включая детские площадки и автомобильные парковки, — лучше доверить профессионалам. Взамен они просят оплату на порядок выше. Каковы же принципиальные отличия двух моделей управления, и что выгоднее для самих жильцов?
Около года прошло с момента принятия программы модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства. Напомним, что задачу о реформировании этой проблемной сферы в своем прошлогоднем послании поставил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Таким образом он попытался сделать эту отрасль инвестиционно привлекательной.
По мнению специалистов Казахстанского центра модернизации и развития ЖКХ, новая форма управления более перспективна. Однако, до сих пор преобладающей формой управления объектом кондоминиума являются кооперативы собственников квартир, то есть КСК (53%), которые одновременно выполняют функции заказчика и исполнителя работ. Однако КСК, как монополисты, не стремятся повышать качество предоставляемых коммунальных услуг.
При более детальном анализе вопроса получается следующая картина. Большинство построенных домов находятся под управлением компаний (КСК), не имеющих отношения к застройщику, а это влечет за собой серьезные проблемы для собственников жилья. Застройщик зачастую передает им некачественные объекты, где постоянно возникают сложности с эксплуатацией, но поскольку обязательства застройщика заканчиваются в момент передачи квартиры владельцу, никаких претензий к строителям собственник предъявить не может.
КСК, который должен бы управлять домом и решать все эксплуатационные вопросы, ссылается на то, что проблемы возникают по причине низкого качества строительства, и решать их не спешит. Получается замкнутый круг, где главным образом страдают интересы собственников жилья. На этом фоне застройщики, имеющие собственные управляющие компании, которые обслуживают сданные в эксплуатацию дома, являются положительным примером того, как должен работать бизнес в сфере ЖКХ. Застройщик, знающий что будет управлять домом после сдачи в эксплуатацию, строит качественно. Управляющая компания, работающая с объектом еще на этапе строительства, быстрее и надежнее решает эксплуатационные вопросы.
— Конечно, кто-то, может быть думает, что у него есть деньги, и он сможет сделать дорогой ремонт в своей квартире, но при этом он не сможет обеспечить обслуживание инфраструктуры всего дома и прилегающей территории, — говорит г-н Канг.
Так, согласно международной практике, умные дома предполагают компьютеризированный контроль всех систем жизнеобеспечения здания. Однако, как признаются управленцы из Южной Кореи, даже самое новейшее оборудование окажется бесполезным, если на нем некому работать. В самом начале своего пути им приходилось обучать местных сотрудников пользоваться передовыми технологиями и работать по новой системе обслуживания. Еженедельно проводились обучающие собрания со всеми отделами компании, а именно техперсоналом, охраной, уборщиками, офисными работниками и другими.
Современная управляющая компания предлагает довольно обширный спектр услуг. А именно, контроль над внутридомовыми инженерными сетями, бесплатное обслуживание лифтов, домофонов, то есть у жильцов отпадает необходимость приобретать карточки или ключи, ежедневный вывоз мусора, бесплатное телевидение на 33 канала, где при желании можно подключить дополнительные. Также УК обеспечивает высокоуровневую систему пожарной безопасности, видеонаблюдение по всему периметру дома, круглосуточную охрану, ежедневную уборку подъездов и территории вокруг дома.
При этом руководство сервисного центра главным кредо в управлении называет добросовестное отношение к своей работе. Каждый сотрудник должен делать все так, как делал бы это в своем доме! Непременно стоит остановиться и на таком немаловажном моменте, как оплата такого шикарного сервиса. Впрочем, человек, сумевший обзавестись такой дорогостоящей недвижимостью, вряд ли будет экономить средства на ее качественном содержании.
Если в среднем по городу квадратный метр жилья обходится в 30-50 тенге, то, например, в «Higllvill» 92 тенге за квадрат. Немало, но зато в эту сумму входит весь список элитных услуг. Выбор, как всегда, за жильцами. Кстати, за последними тоже устанавливается определенная ответственность. Для гармоничного сосуществования жильцов всем необходимо соблюдать общедомовые правила и этикет. Как выяснилось, даже в таких домах есть, мягко говоря, невоспитанные граждане, которые оставляют мусор на площадках, портят лифты, кидают окурки на пол, в общем, всячески портят настроение обслуживающему персоналу.
Крупная управляющая компания может обеспечить жильцов дома качественным обслуживанием за меньшие деньги, так как расходы на содержание штатных рабочих, а именно сантехников, электриков, уборщиков, охраны, распределяются между жильцами большего количества домов, находящихся в ведении компании. При этом уровень сервиса персонала управляющей компании на порядок выше, чем в наших КСК. Так или иначе, каждый жилой дом в городе нуждается в управлении, а когда люди заинтересованы в хорошем обслуживании за разумные деньги, необходимость развития подобных компаний становится очевидной. Это востребованный современный бизнес, — заключает Д. Байболов.
Как видим, сторонники современной развитой модели управления приводят массу доводов в ее пользу, и, похоже, что старые КСК-шные методы работы морально устарели, хотя пока что их никто не отменял. Но в какой бы форме не осуществлялось управление домами, важен конечный результат, оценку которому дадут сами хозяева квадратных метров.
Гульдарай КАСЫМОВА, Астана
Информационная служба www.kn.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий