25.1.13

Новый железнодорожный вокзал Астаны


Расположенная в самом центре евразийского континента, Астана является важнейшим транспортным узлом на Трансазиатской железнодорожной магистрали, связывающей Россию с Китаем и странами Центральной Азии. Вопрос строительства здесь нового вокзала – современного, безопасного и вместительного, – поднимается уже очень давно. Какое-то время реализации этих планов мешал экономический кризис, но как только у правительства Казахстана и города появились свободные средства, сразу же был объявлен международный архитектурный конкурс на проект транспортного комплекса. К участию в нем были приглашены 5 команд: Atelier4d Architekten и Von Gerkan, Marg und Partner (Германия), Kann Finch Group (Австралия), HOK (США) и «Студия 44» (Россия), – и еще пять проектов подготовили казахские и турецкие архитекторы в порядке личной инициативы. Проект «Студии 44», таким образом, был признан лучшим из 10 работ: жюри единогласно присудило ему первое место за «острый и интересный язык архитектурно-пространственного приема, превращающего вокзал в градостроительный акцент, сомасштабный существующим архитектурным ансамблям города». 


Новый вокзал будет построен в юго-восточной части Астаны, на продолжении одной из важнейших городских автомагистралей – улицы Г. Мустафина. Она ведет к самым знаковым постройкам новой казахской столицы, как уже построенным, так и строящимся, – Дворцу школьников, пирамиде Дворца мира и согласия, Президентскому дворцу, Дому Правительства Казахстана и т.д. На столь почетном фоне и вокзал просто обязан был получить соответствующий масштаб – и «Студия 44» трактовала его как «главные ворота Астаны». «Мы сразу поняли, что возвышающийся в многокилометровой перспективе улицы Мустафина комплекс должен восприниматься как Арка Дефанс в перспективе Елисейских полей, и это предопределило его архитектурное решение», – рассказывает Никита Явейн. 



Самой зрелищной составляющей архитектуры нового вокзала Астаны действительно стала арка – прозрачная структура в виде гиперболического параболоида, рисунок покрытия которой воспроизводит в гигантском масштабе решетчатую структуру кереге. «Подобная форма гиперболоида не только выразительна, но и технологична, проста в изготовлении и тем самым идеально подходит для перекрытия больших пространств, не создавая лишних кубометров отапливаемого объема, – говорит Никита Явейн. – Но для нас также был очень важен ее выразительный силуэт: арка встает над вокзалом и ведущими к нему дорогами как радуга над степью, подчеркивая грандиозный размах Астаны и ее необъятные просторы. В ее плавном абрисе можно угадать и мягкие очертания холмов и курганов Казахстана, и намек на седло и лук, столь свойственные кочевой культуре». 
Существующие железнодорожные пути приподняты над поверхностью земли на 3 метра, а сам вокзал размещен на конкорсе над ними. Подобное конструктивное решение позволяет более рационально использовать городскую территорию: в частности, улица Г.Мустафина проводится транзитом через подземную часть вокзального комплекса, где архитекторы предлагают организовать главные остановки  общественного транспорта. Для обслуживания пассажиров будут построены одна береговая и три островные платформы (еще одна резервная платформа предусмотрена на случай развития вокзального комплекса в перспективе), а для размещения всех необходимых дополнительных функций в состав вокзала войдет коммерческий корпус. Его планируется возвести по другую сторону путей, а протяженную плоскую кровлю решить как выставку достижений садово-паркового искусства. Под сводами же прозрачной арки образуется единое пространство многоярусного распределительного зала, из гигантских окон которого будут открываться захватывающие виды Астаны.  



Привокзальную площадь перед главным фасадом архитекторы предлагают превратить в «террасированный парк» с искусственным рельефом, который должен оживить преимущественно плоский ландшафт города. Система террас ведет как раз к главному распределительному залу, а для тех, кому некогда взбираться по широким лестницам, предусмотрены травалаторы и пандусы, соединяющие проезжую часть с многоуровневыми парковками. Парковки скручены в тугие спирали и не просто фланкируют широкую площадь, но, как будто пружины-рессоры, связывают полупрозрачный вспарушенный свод железнодорожного вокзала с землей. 


Изнутри вокзал весь словно соткан из лестниц, эскалаторов и лифтов – столь развитая система внутренних коммуникаций делает простым и быстрым перемещение между остановками транспорта и легкого метро, платформами и главным залом комплекса. Она же обеспечивает единство его частей, расположенных по обе стороны железнодорожных путей, благодаря чему для Астаны новый вокзал становится не только ярким произведением современной архитектуры, но и своего рода транспортно-пешеходным мостом между двумя районами города. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий